• Подать Объявление
    и рекламу
Объявления для:

Мальбрук и прочие козлы отпущения

В разговорной речи есть много фразеологизмов, которые, будучи вставлены в нужное место в беседе, всегда уместны и понятны, но вот откуда они взялись, думаю, знают далеко не все.

Мальбрук в поход собрался...

Так говорят о хвастуне, переоценивающем свои силы и возможности, или иронизируют над наивным человеком, собравшимся в рискованный путь.

Этими словами начиналась французская шутливая песенка XVIII века. Английский герцог Джон Черчилль Мальборо, или на французский манер Мальбрук, прославился как дипломат и полководец во время войны с французами. В песенке рассказывается о том, как жена ждёт ушедшего на войну мужа. Наконец является паж с известием, что Мальбрук убит. Паж рассказывает, как офицеры провожали своего командира в последний путь: «Один нёс панцирь, другой — его щит, третий — его длинную саблю, а четвёртый... ничего не нёс».

Во время Отечественной войны 1812 года песня о Мальбруке была переведена на русский и стала очень популярной в России. Разумеется, текст песни был сильно изменён. Теперь полководец не был убит в сражении, а умер со страху. Под ним подразумевали Наполеона.

Козёл отпущения

Козёл отпущения — так теперь говорят о человеке, на которого сваливают ответственность за ошибки других.

Выражение пришло из Ветхого Завета. У древних евреев существовал такой обряд на случай осквернения кем-либо святилища, где находился ковчег Завета: виновный должен был искупить свою вину, принеся на жертвенный очаг барана и двух козлов. Барана сжигали, одного козла закалывали и кропили его кровью крышку ковчега. Над вторым козлом читали молитву, перекладывая тем самым на него грехи, и отпускали.

Раз в год, в день всеобщего отпущения грехов, первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла в знак того, что все грехи евреев переходят на него, а затем козла изгоняли (отпускали) в пустыню вместе с грехами.

Чувствовать себя на седьмом небе

Так говорят о человеке, который испытывает безграничное счастье, глубокое удовлетворение. Дело в том, что Аристотель (384-322 до н. э.) считал (а он был научным авторитетом в течение тысячелетий), что небо состоит из семи неподвижных хрустальных сфер, на которых покоятся звёзды и планеты. «Седьмое небо», по мнению многих, было обиталищем ангелов, раем.

Тьма кромешная

То есть беспросветная, густая темнота; тягостная и мрачная жизнь. Эпитет «кромешный» поначалу связывали только с адом. Оно образовано от старославянского существительного «крома» — край. В древние времена верили, что Солнце освещает Землю лишь до предела — кромы, за которой царствовал вечный мрак, полная темнота, ад. Сохранилось слово «кромка», то есть край, узкая полоска по краю. Например, мы говорим: «по кромке льда».

Держать порох сухим

То есть быть всегда готовым к бою, к защите. Вначале это выражение имело прямой смысл. Будто бы это Оливер Кромвель (ХVII век), обращаясь к английским солдатам на одной из переправ через реку, произнес: «Уповайте на бога, но порох держите сухим». С тех пор фраза стала крылатой.

Все они одним миром мазаны

Так говорят о людях, которых что-то объединяет. Миро — маслянистое ароматическое вещество, которым при церковном обряде помазывают лбы людей, чтобы благословить их или особо выделить среди других. Царей поэтому называют «помазанниками Божьими».

Пускаться во все тяжкие

Давным-давно, ещё в старой Руси, самые большие колокола назывались «тяжкая». А правила колокольного звона устанавливались церковным уставом. В нём выражение «ударять во вся тяжкая» означало звонить сразу во все колокола — в экстренных, чрезвычайных случаях. Отсюда и родилось выражение «пуститься во вся тяжкая», со временем изменившееся в «пуститься во все тяжкие», что означает сбиться с правильного пути, предаваться кутежам и мотовству, пьянству и разгулу.

Ни на йоту!

Йота — буква греческого алфавита, которая иногда пишется над гласными в виде чёрточки и при этом не обозначает никакого звука, а лишь указывает на некоторые грамматические особенности. Ни на йоту — то есть нисколько, ничуть.

От аза до ижицы

Азъ и ижица — первая и последняя буквы славянского алфавита. От аза до ижицы — значит от самого начала до самого конца. Синонимы от А до Я, от альфы до омеги (первая и последняя буквы греческого алфавита).

Прописать ижицу

Устроить хороший нагоняй, наказать. Последняя буква русского дореволюционного алфавита ижица была похожа на английскую букву V и напоминала перевёрнутую плётку или кнут. Первоначально выражение «прописать ижицу кому–нибудь» означало «высечь, выпороть», но потом его стали использовать для обозначения строгого внушения или угрозы.

местосолнцесчастьежизньДжонковчегТООТ и ДОправиларукиВо все тяжкие


6 просмотров
Николай ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Комментарии

Добавить комментарий

Правила комментирования